Положение о применении электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
“Яркополенская общеобразовательная школа”
Кировского района Республики Крым
ПРИНЯТО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
педагогическим советом
Управляющим советом
приказом МБОУ «Яркополенская ОШ»
(протокол от 28.08.2025 г. № 1) (протокол от 28.08.2025 №1) от 28.08.2025 г. № 337/1

ПОЛОЖЕНИЕ
о реализации образовательных программ с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий
1. Общие положения

1.1. Настоящее положение разработано в соответствии Федеральным законом г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Постановлением Правительства
Российской Федерации от 11 октября 2023 года №1678, Уставом ОО.
Настоящее Положение регламентирует порядок применения электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, в
том числе при проведении учебных занятий, практик, промежуточной аттестации, текущего
контроля успеваемости и итоговой аттестации обучающихся в ходе реализации основных
образовательных программ и (или) дополнительных образовательных программ (далее –
образовательные программы) или их частей.
1.2. Понятия, используемые в Положении
"информационные системы" - государственные информационные системы,
региональные информационные системы и информационные системы образовательной
организации, эксплуатируемые при реализации образовательных программ или их частей с
применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
"онлайн-курс" - учебный курс, реализуемый с применением исключительно
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, размещаемый на
официальном сайте образовательной организации и образовательных платформах, доступ к
которому предоставляется через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет"
(далее - сеть "Интернет"), и направленный на обеспечение достижения обучающимися
определенных результатов обучения;
"цифровой образовательный контент" - материалы и средства обучения и
воспитания, представленные в цифровом виде, включая информационные ресурсы, а также
средства, способствующие определению уровня знаний, умений, навыков, компетенции и
достижений обучающихся;
"цифровые образовательные сервисы" - цифровые решения, предоставляющие
возможность приобретения знаний, умений и навыков, в том числе дистанционно, и
обеспечивающие автоматизацию образовательной деятельности;
"цифровое индивидуальное портфолио обучающегося" - структурированный набор
данных обучающегося о его персональных достижениях, компетенции, документах об
образовании и (или) о квалификации, документах об обучении и документах,
подтверждающих освоение онлайн-курса.
При применении электронного обучения организуется как отложенное во времени,
так и в режиме реального времени взаимодействие обучающегося с педагогическим
работником посредством использования баз данных, цифровых образовательных сервисов,
информационных
технологий,
технических
средств
и
информационнотелекоммуникационных сетей, при котором обучающийся самостоятельно выполняет
задания в порядке, определенном педагогическим работником в том числе для
осуществления контроля усвоения материала, в целях освоения обучающимся учебных

предметов, курсов и дисциплин (модулей), предусмотренных образовательной
программой.
При применении дистанционных образовательных технологий образовательные
программы реализуются в основном с применением информационных и
телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или частично
опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.
При реализации дополнительных образовательных программ с применением
исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
предполагается режим обучения, при котором обучающийся осваивает образовательную
программу удаленно, взаимодействуя с педагогическим работником исключительно
посредством цифровых образовательных сервисов и ресурсов
электронной
информационно-образовательной среды, и допускается отсутствие учебных занятий,
проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с
обучающимся в аудитории.
1.3. Реализация образовательных программ или их частей может осуществляться
с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, а
также с применением исключительно электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий с учетом требований федеральных государственных
образовательных стандартов:
1.3.1. в том числе обучение при выборе дисциплин профильной подготовки,
дисциплин
дополнительного
образования,
необходимости
организации
индивидуальных занятий детей с ограниченными возможностями здоровья, детейинвалидов, детей, обучающихся на дому по состоянию здоровья или обучающихся,
длительно отсутствующих на занятиях по различным уважительным причинам или
иным причинам, обучение обучающихся заочной формы обучения;
1.4. Использование электронного обучения и обучения с помощью дистанционных
технологий способствует решению следующих задач:
а) повышению эффективности учебной деятельности учащихся;
б) повышению эффективности организации учебного процесса;
в) повышению эффективности использования учебных помещений
1.5. Основными принципами организации обучения с применением электронных
ресурсов и дистанционных технологий являются:

принцип интерактивности, выражающийся в возможности постоянных
контактов всех участников учебного процесса с помощью специализированной
информационно-образовательной среды (в том числе, форумы, электронная почта,
Интернет-конференции, онлайн уроки);

принцип адаптивности, позволяющий легко использовать учебные
материалы нового поколения, содержащие цифровые образовательные ресурсы, в
конкретных условиях учебного процесса, что способствует сочетанию разных
дидактических моделей проведения уроков с применением дистанционных
образовательных технологий и сетевых средств обучения: интерактивных тестов,
тренажеров, лабораторных практикумов удаленного доступа и др.;

принцип гибкости, дающий возможность участникам учебного процесса
работать в необходимом для них темпе и в удобное для себя время;

принцип
модульности,
позволяющий
использовать
ученику
и
преподавателю необходимые им сетевые учебные курсы (или отдельные составляющие
учебного курса) для реализации индивидуальных учебных планов;

принцип оперативности и объективности оценивания учебных достижений
учащихся.
2. Организация обучения с применением электронных ресурсов и
использования дистанционных технологий.
2

2.1. Прием школьников на обучение по программам начального, основного общего
и среднего общего образования, а также по программам дополнительного образования с
применением дистанционных образовательных технологий осуществляется на основании
письменного заявления родителей (законных представителей), содержащего сведения об
обучающемся (для регистрации присвоения индивидуального пароля и логина,
установления контакта.
2.2. В целях реализации образовательной программы в течение всего периода
обучения для участников образовательных отношений создаются условия получения
доступа к электронной информационно-образовательной среде образовательной
организации, обеспечивающей независимо от места нахождения обучающихся:
а) доступ к учебным планам, рабочим программам учебных предметов, учебных
курсов, учебных модулей, курсов внеурочной деятельности, к изданиям электронных
библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, содержащим
электронные учебно-методические материалы, указанным в рабочих программах, в том
числе к онлайн-курсам размещаются на официальном сайте образовательной организации
https://disk.yandex.ru/d/j6Txor1MLUi8Gg;
б) доступ к государственным информационным системам, предусматривающим
обработку персональных данных обучающихся, создаваемым, модернизируемым и
эксплуатируемым для реализации основных общеобразовательных программс
применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
осуществляется посредством регистрации на сайте через учетную запись на Портале
государственных услуг РФ https://www.gosuslugi.ru;
в) фиксация хода образовательного процесса, результатов промежуточной
аттестации,
текущего
контроля
успеваемости
и
итоговой
аттестации осуществляется посредством сервиса «ФГИС «Моя школа»;
г) проведение всех видов занятий, оценки результатов обучения по образовательным
программам, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий осуществляется посредством сервиса
«ФГИС «Моя школа»;
д) формирование цифрового индивидуального электронного портфолио
обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок в
отношении этих работ осуществляется посредством сервиса «ФГИС «Моя школа»;
е) взаимодействие между участниками образовательных отношений, в том числе
отложенное во времени и опосредованное (на расстоянии) в режиме реального времени
посредством
использования
информационно-телекоммуникационных
сетей осуществляется посредством сервиса ««ФГИС «Моя школа».
С помощью вышеуказанных ресурсов электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий обучения:
- учитель планирует свою педагогическую деятельность: выбирает из имеющихся
заданий или создаёт, нужные для обучающихся, а также ресурсы и задания;
-администрация ОО, методические службы, учителя, обучающиеся и их законные
представители, своевременно могут получить полную информацию о ходе учебного
процесса, промежуточных и итоговых результатах, благодаря автоматическому
фиксированию указанных позиций в информационной среде;
-обучающиеся выполняют задания (знакомятся, собирают и организуют
информацию, создают мультимедиа образовательные продукты, участвуют в форумах и
т.д.), обращаются к учителям за помощью;
-учителя выражают свое отношение к работам обучающихся, в виде текстовых или
аудио рецензий, форумов, устных онлайн консультаций;
-обучающиеся, их законные представители, учителя, получают дополнительные
возможности общения внутри школьного социума, выражая свое мнение, выдвигая
предложения и инициативы, фиксируя их в информационной среде.
3

2.3. При реализации образовательных программ или их частей с использованием
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий образовательная
организация определяет:
а) основные средства обучения и цифровой образовательный контент, виды
используемых
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ или их частей;
б) способы применения электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ, необходимость и (или)
ограничения по применению цифровых образовательных сервисов и цифрового
образовательного контента в обучении, которые учитываются при разработке
образовательных программ;
в) образовательные программы, реализуемые с применением исключительно
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в соответствии с
требованиями части 3 статьи 16 Федерального закона "Об образовании в Российской
Федерации".
2.4.
Оповещение
участников
образовательных
отношений
о
реализации образовательных программ с применением электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий в следующем учебном году осуществляется
до 1 мая текущего учебного года путем ее размещения в открытом доступе на
официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет".
В течение десяти рабочих дней после утверждения документов обеспечивается
открытость и доступность информации о реализации образовательных программ с
применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий путем размещения указанной информации на официальном сайте
образовательной организации в сети "Интернет".
2.5. При наличии заявления обучающегося, достигшего возраста 18 лет, родителя
(законного представителя) обучающегося об отказе в применении электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ
по программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, за
исключением случаев, когда реализация таких образовательных программ предусмотрена
с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий,
обучение по таким образовательным программам такого обучающегося осуществляется
без применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
2.6. Решение о реализации образовательных программ и проведении промежуточной
аттестации, текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации по программам
начального общего, основного общего, среднего общего образования с применением
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий принимается
образовательной организацией совместно со всеми участниками образовательных
отношений путем издания локального нормативного акта образовательной организации в
установленном ею порядке.
2.7. При реализации образовательных программ или их частей с применением
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий образовательные
организации:
а) обеспечивается соответствующий применяемым технологиям уровень подготовки
педагогических, научных, учебно-вспомогательных, административно-хозяйственных
работников образовательной организации;
б) обеспечивается обучающемуся доступ к средствам обучения, в том числе к
программному обеспечению для реализации дистанционных образовательных технологий
в объеме, предусмотренном образовательной программой, необходимом для освоения
соответствующей образовательной программы или ее части;

4

в) определяется порядок оказания учебно-методической помощи обучающимся, в
том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с
использованием информационных и телекоммуникационных технологий;
г) определяется порядок оказания технической помощи обучающимся и
педагогическим работникам;
д) определяется соотношение объема занятий, проводимых в форме контактной
работы обучающихся с педагогическими работниками образовательной организации и
(или) лицами, привлекаемыми образовательной организацией, и объема занятий,
проводимых на иных условиях, а также с применением электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий;
е) определяется порядок фиксации хода образовательного процесса, промежуточной
аттестации, текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации путем издания
локального нормативного акта образовательной организации;
ж) обеспечивается реализация образовательных программ обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического
развития и в соответствии с их особыми образовательными потребностями;
з) обеспечивается соблюдение установленных государственными санитарноэпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (санитарными
правилами) санитарно-эпидемиологических требований, за исключением случаев, когда
реализация образовательных программ предусмотрена с применением исключительно
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
2.8. При реализации образовательных программ или их частей с применением
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий ведется учет и
осуществляется хранение результатов образовательного процесса и внутренний
документооборот в электронной форме в соответствии с требованиями Закона Российской
Федерации "О государственной тайне" и Федерального закона "Об архивном деле в
Российской Федерации", а также обеспечивается обработка персональных данных
обучающихся и иных участников образовательных отношений всоответствии с
требованиями Федерального закона "О персональных данных".
2.9. Администрация ОО
-Осуществляет учет обучающихся, осваивающих образовательную программу с
применением дистанционных образовательных технологий.
-Осуществляет мониторинг необходимого технического оборудования для
организации образовательного процесса (планшет-ноутбук-компьютер, интернет,
необходимые приложения).
-Определяет набор электронных ресурсов, приложений, которые допускаются к
использованию в учебном процессе. Определяет ресурсы для организации обучения с
использованием дистанционных образовательных технологий по каждой параллели,
каждому классу и каждому учебному предмету, при возможности определяет
обучающимся одной параллели один набор ресурсов.
-Информирует всех участников образовательного процесса о возможных
механизмах использования ресурсов для организации обучения с использованием
дистанционных образовательных технологий.
-Утверждает расписание и график обучения с применением дистанционных
образовательных технологий, включая регулярные видео чаты (онлайн уроки, вебинары и
т.д.); контрольные мероприятия (тесты, зачётные работы), график отправки и приёма
домашних заданий, часы консультаций.
-Закрепляет учебные предметы за днями недели, сгруппировав учебный материал
крупными блоками.
2.10. Куратор.
-Осуществляет учет обучающихся, осваивающих образовательные программы с
применением дистанционных образовательных технологий.
5

-Осуществляет мониторинг необходимого технического обеспечения учащихся для
организации
образовательного
процесса
(наличие
компьютера/ноутбука/планшета/телефона с выходом в интернет; электронной почты
обучающегося и родителей).
-Осуществляет контроль взаимодействия всех учащихся класса с учителямипредметниками.
2.11. Учитель-предметник.
-Определяет набор заданий на утвержденных электронных ресурсах, приложений
для организации дистанционной формы работы по учебному предмету.
-Определяет средства коммуникации: почта, чат, электронный журнал; формат и
методику проведения видео уроков-вебинаров и т.д.; периодичность, график проведения
оценочных мероприятий и домашнего задания; переченьдополнительных источников
информации; способы организации обратной связи, рефлексии.
-Определяет учебный материал для своего учебного предмета;
-Проводит корректировку рабочих программ. Оформляет лист коррекции рабочих
программ.
-Определяет допустимый объём домашних заданий.
-Определяет формат выполнения домашних заданий в виде творческих и
проектных работ,
-Регулярно информирует родителей (законных представителей) о результатах
обучении детей.
2.12. Использование дополнительных информационных систем обучения для
организации образовательного процесса.
Образовательная
организацияможет
использовать
доступ
к
системам
дистанционного обучения, предоставляемыми
сторонними организациями
и
использование следующих электронных образовательных ресурсов :
Информационная система «ЭлЖур»;
Образовательные онлайн-платформы:
- Заочная форма обучения реализуется с применением дистанционных
образовательных технологий на платформе https://lstol.teachbase.ru/.
Система электронного образования «Универсариум» https://universarium.org/
«Российская электронная школа» https://resh.edu.ru/
«Мобильное Электронное Образование» https://mob-edu.ru/
Открытая школа 2035 https://2035school.ru/
Интерактивная образовательная онлайн-платформа «Учи.ру» https://uchi.ru/
Цифровой
образовательный
ресурс
для
школ
«Якласс»
https://www.yaklass.ru/
Площадка Образовательного центра «Сириус» (http://edu.sirius.online).
Образовательная платформа «Лицей» Ростелеком http://lc.rt.ru. и т д.
2.13. Основными элементами системы дистанционного обучения являются:

цифровые образовательные ресурсы, размещенные на образовательных
сайтах;

видеоконференции;

надомное обучение с дистанционной поддержкой;

вебинары;

электронные носители мультимедийных приложений к учебникам;

электронные наглядные пособия;
2.14. Формы дистанционных образовательных технологий, используемые в
образовательном процессе, находят отражение в рабочих программах по предметам. В
обучении с применением электронных ресурсов и дистанционных технологий
используются следующие организационные формы учебной деятельности:
6


лекция;

консультация;

семинар;

практическое занятие;

лабораторная работа;

контрольная работа;

самостоятельная работа.
2.15. Обучение осуществляется на основе цифровых образовательных ресурсов:

электронные учебники;

интерактивные обучающие ресурсы;

виртуальные среды учебно-практической деятельности;

компьютерные демонстрации;

электронные источники информации;
2.16. Ресурсами, сопровождающими предметные дистанционные курсы, могут
быть:

тестирование онлайн;

конкурсы, консультации онлайн;

предоставление методических материалов.
2.17. Возможные форматы материалов для реализации электронного обучения и
обучения с применением дистанционных образовательных технологий:
а) методические рекомендации для учащегося по освоению учебного материала;
б) система открытого планирования всех тем;
в) последовательное изложение учебного материала в виде гипертекста,
содержащего ссылки на другие учебные материалы;
г) терминологический словарь;
д) мультимедийные объекты: видео-и аудиофайлы, графические объекты,
интерактивные карты;
е) интерактивные тесты;
ж) тренажеры по предметам;
з) лабораторный практикум удаленного доступа;
и) комплексные домашние задания и творческие работы;
к) справочники;
л) иллюстративный материал;
м) архивную и энциклопедическую информацию;
н) библиографические ссылки;
о) систему поиска информации и пр.
2.18. Структура занятия и процесс обучения
2.18.1. Формат занятий:

прочтение обучающимся методических материалов (с тренировочными
упражнениями, выполняемых на рекомендуемых программах);

ответы на вопросы контрольных заданий и упражнений по каждому
занятию;

возможна подготовка реферата при завершении темы;

разработка индивидуального проекта и пр.
2.18.2. Начало изучения каждой из тем определяется получением методических
материалов по теме. Вместе с этими материалами направляются рекомендации по их
изучению: сроки освоения темы, правила оформления отчета по теме. Это не означает, что
не допускаются оперативные вопросы слушателей по ходу выполнения занятий. При
индивидуальном обучении значительно возрастает роль личной переписки учительученик с помощью мессенджеров.
7

2.19. Требования к аттестации определяются Положением о периодичности и
порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся.
3. Единая система идентификации и аутентификации и единая биометрическая

система в целях аутентификации обучающегося
3.1. Для использования единой системы идентификации и аутентификации и единой
биометрической системы в целях аутентификации обучающегося (законного
представителя) в информационной системе информационная система образовательной
организации подключается к инфраструктуре, обеспечивающей информационнотехнологическое взаимодействие информационных систем, используемых для
предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных
и муниципальных функций в электронной форме, в соответствии с постановлением
Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 г. N 1382 "О присоединении
информационных
систем
организаций
к
инфраструктуре,
обеспечивающей
информационно-технологическое
взаимодействие
информационных
систем,
используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и
исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме".
3.2. Обработка биометрических персональных данных обучающегося с
использованием единой биометрической системы допускается с согласия обучающегося
или с согласия родителя (законного представителя) в соответствии с Федеральным
законом "Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с
использованием биометрических персональных данных, о внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу
отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" в случае, если
обучающийся не достиг совершеннолетия, при соблюдении следующих условий:
а) завершение обучающимся прохождения процедуры регистрации в единой системе
идентификации и аутентификации;
б) размещение биометрических персональных данных обучающегося в единой
биометрической системе.
3.3. Для проведения промежуточной аттестации, текущего контроля успеваемости и
итоговой аттестации с применением электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий в порядке проведения промежуточной аттестации, текущего
контроля успеваемости и итоговой аттестации определяются:
а) способ идентификации и (или) аутентификации обучающихся;
б) порядок использования сервиса контроля условий проведения промежуточной
аттестации, текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации в целях фиксации
нарушений (далее - сервис прокторинга);
в) порядок действий обучающихся и лица (лиц), проводящего промежуточную
аттестацию, текущий контроль успеваемости и итоговую аттестацию, при возникновении
технических проблем, препятствующих проведению промежуточной аттестации и
текущего контроля успеваемости с применением дистанционных образовательных
технологий;
г) порядок, сроки и способы информирования обучающихся о порядке проведения
промежуточной аттестации, текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации, а
также о способе ознакомления с их результатами.
3.4. Порядок применения сервиса прокторинга, а также сервисов взаимодействия
преподавателей с обучающимися и законными представителями посредством видеоконференц-связи, быстрого обмена текстовыми сообщениями, фото-, аудио- и
видеоинформацией, файлами и перечень лиц, ответственных за поддержку применяемых
технологий, определяются локальными нормативными актами образовательных
8

организаций и размещаются в открытом доступе на официальном сайте образовательной
организации в сети "Интернет".
4. Заключительные положения.
4.1. Настоящее Положение действует до принятия нового с даты введения его в
действие приказом директора ОО.

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».